Нужен ли вам репетитор?

Самоучка редко знает что-нибудь как следует и обычно в десять раз меньше, чем узнал бы с учителем.

Марк Твен

«Репетитор» – слово, знакомое каждому. Пользоваться услугами репетитора уже давно перестало быть чем-то необычным. Объявления на сайтах в Интернете пестрят фразами типа: «Требуется репетитор по русскому языку в Гомеле…», «Нуждаюсь в услугах репетитора…», «Срочно нужен репетитор…» и т.п. К помощи репетиторов прибегают школьники младшего и среднего звена, выпускники и даже взрослые, давно окончившие школу. Чем же объяснить данное явление: реальной необходимостью в занятиях с репетитором или просто желанием отдать дань моде?

Репетитор (от лат. repetitor – тот, кто повторяет) — это преподаватель, который проводит дополнительные, обычно индивидуальные, занятия, помогая усвоить необходимые знания.

teacher_make_work3

В наши дни, как уже было сказано, наиболее частой причиной поиска репетитора является введение централизованного тестирования в качестве испытания для поступления в вузы. Опираясь на свой личный опыт работы в качестве репетитора по русскому языку в Гомеле, я хочу найти ответ на вопрос, насколько необходим репетитор в наше время, и для этого проанализирую несколько ситуаций, когда люди обращаются ко мне именно с целью подготовки к ЦТ.

Случай первый. Репетитор по русскому языку требуется для подготовки к ЦТ абитуриенту, обладающему низким уровнем знаний по предмету. Причин практически нулевой начальной базы может быть множество. Так, например, один ученик все предыдущие годы не проявлял должного старания в учебе, однако в выпускных классах осознал необходимость в получении знаний для поступления. Другой будущий выпускник уделял внимание исключительно другим предметам, к примеру, математике, химии, имея к ним больше интереса и тяготения, чем к языкам. И, наконец, человек, желающий сдать ЦТ и поступить, несколько лет назад окончил школу и забыл практически все, что изучал в школьные годы. Что бы ни было причиной, совершенно ясно одно: предстоит проделать огромную и довольно трудную работу. Во-первых, нужно пройти очень большой объем материала, начиная с азов, изучаемых в пятом классе, и очень последовательно, шаг за шагом, добраться до сложных тем, завершающих школьную программу русского языка. И при этом, разумеется, важно, чтобы ученик не просто заучил теоретический материал, а понимал его и свободно ориентировался в нем. Для этого необходимо тщательно разъяснять сложные моменты, постоянно повторять пройденное, акцентируя внимания на противоречиях и тонкостях. Во-вторых, надо научить абитуриента применять правила на практике, и начинать это нужно не сразу с выполнения тестов, а с обычных практических упражнений, а потом постепенно переходить к тестовым заданиям. И, наконец, важно внушить ученику уверенность в своих силах, помочь ему понять, что, при должном старании, у него есть все шансы стать студентом одного из вузов Республики Беларусь. Можно ли достичь всех вышеперечисленных целей путем самоподготовки, даже если подготовкой будут руководить родители школьника? Конечно, нет! Сможет ли ученик получить необходимую помощь на уроках русского языка в школе? Вряд ли, ведь основная программа по русскому языку была пройдена с 5 по 9 классы, а в 10-11 идет лишь беглое повторение, и на подробное объяснение времени уже нет. Следовательно, наиболее эффективную подготовку к ЦТ по русскому языку абитуриента, которому нужно сформировать знания почти с нуля, осуществит репетитор.

Случай второй. К репетитору обращается сильный ученик с высоким баллом по предмету, твердо знающий правила русского языка и свободно применяющий их на практике. Цель занятий с репетитором для подготовки к ЦТ – доведение знаний до высокого уровня, позволяющего набрать на ЦТ от 80 баллов и более. Как правильно провести подготовку к ЦТ в этом случае? Прежде всего, нужно выявить и восполнить пробелы в знаниях, ибо даже у сильного и грамотного ученика эти пробелы, бесспорно, имеются и, как следствие, уменьшают шансы набрать высокий балл на ЦТ. Чтобы выявить слабые места абитуриента, надо повторить в строгой последовательности весь материал программы ЦТ по русскому языку с самых первых тем. Отрывочные повторения отдельными кусками не принесут пользы, потому что для достижения отличных результатов нужны безупречные, системные знания. Следующее направление с абитуриентом, намеревающимся набрать 80 баллов и выше, — обучение умению вникать во все тонкости изучаемого материала, анализировать, сравнивать, дабы не попасть на ЦТ в «ловушки», о которых упоминалось выше. Будет ли эффективна самоподготовка здесь? Сомневаюсь, ибо даже сильный ученик вряд ли знает, как проводить подготовку к ЦТ грамотно и последовательно. Для того чтобы абитуриент, имеющий шанс приобрести 80 баллов и более на централизованном тестировании по русскому языку, мог получить этот блестящий результат, ему необходим надежный и опытный наставник — репетитор по русскому языку.

И, наконец, случай третий: одаренный ученик, имеющий по предмету стабильно 9 или 10 баллов, блестяще справляющийся с творческими заданиями по русскому языку и литературе. Как правило, такие дети успешно участвуют в олимпиадах по Гомелю, а также по республике. Нужен ли такому ребенку репетитор? Здесь мне хочется привести одно подходящее, на мой взгляд, сравнение. Представьте себе алмаз — драгоценный камень, отличающийся необычайной красотой. Чтобы заставить камень засиять и показать полностью его великолепие, необходимо умело обработать его и сделать из алмаза бриллиант. Точно так же и талант нужно раскрыть полностью и извлечь из него максимум возможностей. Конечно же, для одаренному абитуриенту не составит труда набрать на ЦТ 70-80 баллов, что является довольно высоким результатом. Но зачем же лишать себя результата, которым можно будет потом гордиться? Этим результатом является 100 баллов на ЦТ по русскому языку! В данном случае важнейшей задачей будет довести знания абитуриента до уровня, выходящего за пределы школьной программы, потому что именно такого уровня требуют 100 баллов. Достичь подобного совершенства во владении материалом путем самоподготовки, безусловно, невозможно, поэтому для этого потребуется помощь репетитора-профессионала, который поможет будущему студенту получить высший балл на вступительном испытании.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что помощь профессионального репетитора действительно необходима для выпускников, цель которых не просто пройти установленный нижний предел (10-15 баллов), а получить результат, способный обеспечить поступление в избранный вуз.

082012_008397463038

В своей статье я вовсе не желаю никого подвести к мысли о том, что занятия с репетитором полностью исключают необходимость в помощи школьных учителей. Репетитор – это помощник, сопроводитель, основное же обучение всем предметам осуществляется все-таки в школе. И у учителя, и у репетитора одна цель – дать знания, поэтому оба они, безусловно, гармонично дополняют друг друга.

Умение достигать поставленной цели – одно из самых ценных качеств человека. Стремиться к чему-то, прилагать усилия и получать желаемое необходимо не только для удовлетворения самолюбия, но для саморазвития. Когда человек в своих достижениях поднимается на какую-то определенную ступень, следующая, более высокая, не кажется ему такой труднодоступной, как раньше, а это, без сомнения, закаляет характер, делает сильнее.

Желаю вам упорства и мужества в достижении поставленных целей!

Ваш репетитор по русскому языку в ГомелеВертячих Ольга Игоревна.